«Не следует молчать о торжестве безумья…»

История мира знала много войн. Великая Отечественная война оставила глубочайший след в жизни нескольких поколений людей. Попытка порабощения одной нацией других не удалась, и ценой миллионов жизней экспансия нацистов была остановлена.


Целью Гитлера было захватить всю Европу и Россию. Параллельно с этим в годы войны целенаправленно уничтожался народ с вековой историей, рассеяный по всему миру, - евреи. По разным данным было уничтожено 2/3 европейского еврейства, около 6 миллионов человек. Впоследствии это массовое истребление было названо Холокостом, в буквальном смысле означающем «сожжение».


Графический цикл «Холокост» — это результат многолетнего изучения истории и культуры еврейского народа, поиск истоков и причин последующей трагедии, попытка ответить на вопрос «За что?». Прочитано много книг, таких как: «Бог здесь больше не живет» Я. Элиах, «Дневник Анны Франк », «Моя жизнь» М.Шагала, «Время неприкаянных» и «Рассыпанные искры» Э.Визеля; просмотрено большое количество фотографий и фильмов. Затем была поездка в Аушвиц-Биркенау, самый большой из «лагерей смерти».


Работа была непростой как физически, так и морально. Серия рождалась постепенно. Возникла идея сделать графический цикл: простой, буквальный и одновременно метафоричный; была задача создать что-то исчерпывающее, с вопросами и ответами на них.


В чем причина Катастрофы? Невинная жертва? Жертва — вот ключевое слово, ведь они не сопротивлялись, шли покорно на казнь. Почему? Потому что святые? Или не могли и не хотели сопротивляться? Вот здесь вопрос, вот важнейший вопрос. Что делать, если тебе причиняют боль? Стерпеть, остановив зло на себе, или отомстить, приумножив зло? Вот один из главных философских вопросов, вокруг которых крутится Мир.


Это война Добра и Зла внутри каждого человека. Это разговор об ожесточенных сердцах палачей, потере нравственности и человечности, злобе и нелюбви к человеку, женщине, детям, абсолютная безбожность и попрание Закона.


Серия рассказывает о том, как далеко может зайти человек, не захотевший справиться со злом внутри себя. Взявший на себя право лишить другого жизни. И, делая это в таких чудовищных масштабах, не быть остановленным. Как могло произойти столь организованное и массовое убийство людей по расовому признаку в самом сердце цивилизованной Европы? Геноцид одних – другими. Ведь на месте евреев может оказаться каждый.


Серия «Холокост» представлена семью работами, выполненными в технике офорта - глубокой печати на цинке. Тема во многом повлияла на выбор материала. Это обязательно должен был быть металл, серый, жесткий, но хрупкий как метафора бездушия и пустоты Сердца, и черный, бархатистый и глубокий, как глубина той вечности, на которую посягнули.


«Труд освобождает»: Польша. Концлагерь Аушвиц в Освенциме. Тысячи заключенных, входящих в него, чтобы остаться там навсегда. Машина уничтожения тысяч людей заработала, маятник раскручивается, люди идут на бойню.


«Мальчик с Торой»: единственное, что у него осталось – Вера в Бога, в предопределенность, символом чего является Тора, которую он свято прижимает к груди.


«Рельсы»: земля, вспоротая рельсами, идущими в Аушвиц. Свет померк, попрано все самое святое. И комья грязи в лужах - как все то страшное, что человек узнал о себе. Оказывается - это возможно. Мать-земля, как символ добра и любви, растерзана.


«Старый рабби»: тишина, покой и любовь. Олицетворение красоты и глубины вековой человеческой мудрости и знания предков, сохраненных Отцами.


«Иерусалим»: вид на Храмовую гору в Иерусалиме, залитую солнцем, как символ возрождения человеческого духа, прошедшего все испытания. «В будущем году в Иерусалиме» - говорили иудеи, уходя навсегда.


«Анна Франк»: тысячи людей, отцов, братьев, детей ушли навсегда, и девочка, оставшаяся одна перед лицом Судьбы.


«Звезда»: Человек, звезда Давида и вокруг страшные детали. Все как на старом негативе – тысячи людей за минуты становятся пылью. И памятью.


Холокост — апофеоз человеческой жестокости, дно морали и нравственности, падение человеческого Духа и торжество безумья.


«Рельсы»

Бумага, офорт, мягкий лак, акватинта. 51x36 см.

На черной земле три ряда рельс, ведущих в Аушвиц. Лист-метафора дороги в один конец.
На заднем плане — ворота в концлагерь Аушвиц-Биркенау, прямо на территорию которого была проложена железная дорога, которая связывала его с крупнейшими городами Европы.

В октябре 1941 года в трех километрах от основного лагеря Аушвиц был построен еще один лагерь – Биркенау (Аушвиц-2). В марте 1942 года здесь при помощи газа «Циклон-Б» началось уничтожение людей в четырех газовых камерах. До ноября 1944 года лагерь служил «фабрикой смерти» депортированных из Европы.

На протяжении всей войны ежедневно эшелоны с людьми прибывали на вокзал в Освенциме. Большинство прибывавших были евреи, их немедленно отправляли в газовые камеры. Лишь малую часть узников отбирали для различных работ в самом лагере или на военных предприятиях, расположенных в лагерях-спутниках Аушвица.

Процесс селекции узников и их убийство были тщательно спланированы и четко организованы. Прибывших строили в две колонны: с одной стороны, мужчины и подростки, с другой - женщины и дети. Сортировали узников по их внешнему виду, жизнь или смерть человека зависела от прихоти немцев: принудительные работы или газовая камера. Лишь немногие из заключенных могли выжить.

В январе 1945 г. войска Красной Армии вошли в лагерь и освободили оставшихся заключенных.

В лагере уничтожения Аушвиц-Биркенау было убито свыше 1 100 000 евреев, 70 000 поляков, 25 000 цыган, около 15 000 военнопленных из СССР и других стран.
Польша. Концлагерь Аушвиц в Освенциме. Тысячи заключенных, входящих в него, чтобы остаться там навсегда.

Концентрационный лагерь Аушвиц был самым большим из лагерей уничтожения, созданных на польской земле. Он являлся рабочим лагерем и одновременно центром немедленного уничтожения евреев, и был оснащен всем необходимым для массового убийства и сжигания трупов. С 1941 до ноября 1944 года лагерь служил «фабрикой смерти» депортированных из Европы.

За время войны в лагере было убито свыше 1 100 000 евреев, 70 000 поляков, 25 000 цыган, около 15 000 военнопленных из СССР и других стран.

«Arbeit macht frei» —в переводе с немецкого означает «Труд освобождает». Этот лозунг, написанный над воротами многих нацистскихконцентрационных лагерей, то ли в насмешку, то ли для придания ложной надежды на освобождение.

«Труд освобождает»

Бумага, мягкий лак. 51x34 см.


«Рабби»

Бумага, офорт, мягкий лак, акватинта. 51x34 см.

Самый архаичный лист графической серии, выражающий красоту и глубину вековой человеческой мудрости и знания предков, сохранных Отцами.
Рабби, или раввин — духовное звание в иудаизме, равное по весу священнику. Раввины обычно возглавляют общины, и являются учителями и толкователями Торы как Закона Божьего. Старый рабби - как носитель мудрости веков и символ той культуры, которую уничтожали.
Менора (букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник).

Семисвечник — металлический подсвечник с семью ветвями (одной центральной и шестью дугообразными, по сторонам), одинаковыми по высоте. Форма меноры восходит к семисвечнику, описанному в Библии, который должен был изготовить Моисей по указанию Яхве. В иудаизме свече придаётся особенное значение, как сказано: «Душа человека — светильник Господень» (Прит.20:27). Менора является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов.

Мезуза — прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи ритуально чистого животного, содержащий часть текста молитвы Шма. Пергамент сворачивается и помещается в специальный футляр, в котором затем прикрепляется к дверному косяку жилого помещения еврейского дома. Мезузы провозглашают единство Бога и существование завета между Ним и еврейским народом.

Таллит — еврейское молитвенное облачение, представляющее собой особым образом изготовленное прямоугольное покрывало. Как правило, он делается из шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой ткани белого цвета с несколькими вытканными голубыми, синими, черно-синими или черными полосами; по четырем углам таллита к специальным отверстиям привязываются кисти — цицит. Облачение в таллит рассматривается как облачение в святость предписаний Торы и символическое подчинение воле Бога.
Скорбная фигура в центре, звезда Давида — и вокруг страшные детали. За ней в темном мареве силуэты словно на старом негативе. Тысячи людей за минуты становятся пылью.
Это самый метафоричный лист графической серии, предельно жесткий и символичный.

Звезда Давида является очень древним символом, связанным с культурой древней Индии и Востока. В Европе он появился гораздо позднее. Превращение этого знака в клеймо, сопровождавшее миллионы евреев на пути к их уничтожению, придало шестиконечной звезде новый смысл: она стала символом единства страдания и надежды.

Женская фигура в центре, обнявшая колени, как воплощение предельного отчаяния человека и беззащитности (одиночества) перед неизбежностью. И вокруг — фигуры людей, детей, вещи, все реально и все абстрактно, собирательно.
Печать в две доски, соединение высокой печати с офортной доски, и глубокой, дало тот необходимый контраст, пропасть между жизнью и смертью. Круг. Круги ада…

«Звезда»

Офорт, мягкий лак, акватинта. 60x60 см.


«Анна Франк»

Бумага, офорт, мягкий лак, акватинта. 51x34 см.

Тысячи людей, отцов, братьев, детей ушли навсегда, и девочка, оставшаяся одна перед лицом Судьбы.

Анна Франк (нем. Anneliese Marie Frank) — еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьей от нацистского террора в Нидерландах. Находясь в убежище, она вела дневник. Их убежище было раскрыто нацистами, вся семья была отправлена в Освенцим и там погибла. Она размышляет о жизни и смерти, природе любви и ненависти людей друг к другу, и ненависти к евреям. Ее история объединила в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с нацистским геноцидом

Из дневника:
«Я не верю, что только важные люди, политики и промышленники, виновны в войне. О, нет, маленький человек…В природе человека желать уничтожать, убивать, нести смерть. И пока все человечество, без исключения, не подвергнется огромным изменениям, войны будут продолжаться. (1944г)»
«Кто отличил евреев от всех остальных народов? Кто позволил, чтобы они столько терпели? Б-г, который сделал нас теми, кто мы есть, и Б-г же поднимет нас опять…»

Читая дневник Анны Франк, поражаешься не только мужеству всех обитателей убежища и тому человеческому достоинству, которое они все умудрялись сохранять в этих тяжелых условиях. Зная, что автор дневника и ее близкие погибли мучительной смертью, не удается отделаться от мысли, что эта жизнь, которой не дали состояться, все равно побеждает смерть.
Священный свиток — слово Бога. Молодой левит, еврейский Мужское начало — парадигма Бога на земле. Вера — Тора или Пятикнижие Моисеево, или Ветхий Завет — древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий для иудаизма и христианства священный текст, который был записан Моисеем со слов Всевышнего на горе Синай. Эту важнейшую для иудеев книгу обязан изучать каждый еврейский мальчик, начиная с шестилетнего возраста.

Перенесенный со скрижалей на пергамент текст — свиток Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге, является самым священным предметом еврейского религиозного культа. Со свитком Торы следует обращаться с особым почтением и благоговением. Для хранения используется футляр из ткани или дерева, а сам Свиток (Сефер) хранится в особом шкафу, помещённом на центральном месте в синагоге.

Главную иудейскую святыню во время Холокоста нацисты уничтожали с особой жестокостью, и задачей каждого было сохранить ее как слово Бога на земле, даже ценой жизни.

«Мальчик с Торой»

Бумага, офорт, мягкий лак. 51x34 см.


«Иерусалим»
Бумага, офорт, мягкий лак, акватинта, открытое травление. 51x37 см.
Вид на Храмовую гору в Иерусалиме, залитую солнцем, как символ возрождения человеческого духа, прошедшего все испытания.

Иерусали́м — древний город на Ближнем Востоке, столица Израиля. Является священным городом для трёх авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама.

Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял Иерусалимский храм, Храм Соломона, который служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа. Затем Храм был разрушен.

В настоящее время на месте Храма Соломона находится мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе. Город выступает как символ славного прошлого Израиля и надежды на будущее, связанной с Вышним Иерусалимом. «В будущем году в Иерусалиме» — словами этой молитвы прощались уходившие навсегда.