— Расскажите, как пришла идея сделать гравюры, которые вы показывали на фестивале? Были ли вы в тех местах, которые изображены на ваших работах?
— Идея создать графическую серию офортов «Путь», два листа из которой приняли участие в фестивале, родилась после поездки по городам Индии в 2009 году, приуроченной к полному лунному затмению, с посещением самого древнего города Индии Варанаси, Патны и одного из важнейших и наиболее священных индуистских храмов Шивы, расположенного в Гималаях, в деревне Кедарнатх, на высоте 3600 метров. Это одно из главных святых мест паломничества в Гималаях, и оно обладает особой энергетикой: там буквально сгорает все дурное, разреженный воздух высокогорья делает пребывание там настоящим испытанием для духа, воли и тела.
Странствующие мудрецы-садху, сидящие подле Храма, проводят дни в молитве. И над всем этим, на большом плато, величественно располагается древний Храм, в котором проводятся тайные и древние ритуалы. Величие и мистический смысл этого места я и хотела передать в наполненном символами и образами диптихе.
Первый лист называется «Кедарнатх. Храм». Кедарнатх — это «поле» (kedara), где посеяны семена мокши (освобождения). Он является одним из крупнейших храмов Шивы в Индии и самым важным святилищем в Гималаях.
Второй графический лист — «Ганеша» — посвящен богу мудрости и благополучия, разрушающему препятствия, сыну бога Шивы и супруги его Парвати. Изображен он на фоне величественной вершины, ледника Гархвальской гряды священных Гималаев.